Фрагмент для ознакомления
2
Психическое развитие в подростковом возрасте
1. Достижения возраста: сензитивность к социальным явлениям, рефлексия и саморефлексия, потребность в идентификации со сверстниками и кумиром, потребность в обособлении.
Сензитивность – это высокий уровень чувствительности психики к какому-то определенному явлению или кругу явлений. В развитии ребенка выделяют сензитивные периоды, когда психика предрасположена к восприятию информации по определенному каналу, и эти особенности возраста используют в педагогике для воздействия на обучающихся. Например, выделяют сензитивные периоды для развития речи или движения, в эти моменты развитие названных навыков происходит легче и быстрее всего. Проблемами сензитивности возраста занимались М. М. Кольцова, Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев и др.
Активное развитие психофизиологических функций и психических процессов к подростковому возрасту заканчивается. Потому подростковый возраст сензитивен для развития самосознания (по Л. С. Выготскому) и эго-идентичности (по Э. Эриксону) и усвоения социальных паттернов поведения. Подросток стремится самоутвердиться в обществе, найти для себя социальную нишу, примерить разные социальные статусы, понять свой собственный статус, он мечтает о самовыражении, он уже способен к самовоспитанию при помощи своих волевых качеств.
Суть кризиса подросткового возраста заключается в стремлении подростка к самостоятельности и самоопределению на фоне восприятия его взрослыми как ребенка.
Подросток ориентирован на межличностное общение со сверстниками, оно является основной ценностью данного возраста, ограничение в таком общении негативно сказывается на всем развитии учащегося, неудачи в общении сильно угнетают его, могут являться причиной подавленного состояния, иногда даже аддиктивного поведения. Подросток становится более конформным по отношению к мнению окружения, чем был младший школьник и будет взрослый человек. Часто для подростка важнее сохранить отношения с группой значимых сверстников, чем отстоять свое мнение. Этот период особенно опасен с точки зрения включения учащегося в различные асоциальные группы, которые могут оказывать на него глубокое воздействие и подталкивать к совершению противоправных поступков.
Это острый период и в отношениях с родителями. Согласно исследованиям, мальчики больше склонны ориентироваться на внешние по отношению к семейным идеалы, а девочки чаще пытаются сохранить благоприятные отношения с родными, готовы подчиниться требованиям семьи. Снижается авторитет родителей и их влияние. Подросток смотрит на родителей глазами товарищей, а дружба с товарищами строится на совместных делах.
Выигрывает та семья, где дети вместе с товарищами участвуют в общих со взрослыми делах, в развлечениях, походах, спектаклях. Если родители нравятся товарищам, то и собственные дети гордятся ими, подражают им. Педагогический принцип А. С. Макаренко - воспитание личности через коллектив – больше всего соответствует подростковому возрасту.
В процессе взаимодействия с коллективом сверстников встают вопросы рефлексии и саморефлексии. Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собственной личности как условие успешных взаимоотношений. Особое внимание подросток уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Размышления о себе становятся самостоятельным внутренним процессом; наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания. Все это подстегивается анализом взаимоотношений, которые часто не устраивают подростка. Возрастает самостоятельность в суждениях о себе, хотя самооценка бывает не только неадекватной, но и непостоянной. От успешных или неуспешных поступков самооценка то неоправданно повышается, то резко снижается, и подросток чувствует себя никчемной личностью. Других он оценивает более объективно, чем себя.
Интересную деталь заметили психологи: школьники 5-7-х классов оценивают себя чаще всего завышено, а учителя тех же классов оценивают их занижено. Такая ситуация порождает аффективные реакции подростков, повышенную чуткость к оценочным суждениям и протест против несправедливости взрослых.
Подросткам свойственно выбирать себе ориентир для формирования в себе «взрослости», это может быть киногерой или реальный знакомый ребенка, вызывающий у него восхищение, обладающий какими-то привлекательными чертами, которые хочется позаимствовать.
Подросток обычно прибегает к копированию внешних проявлений – одежды, вредных привычек, каких-то поведенческих стереотипов, не всегда социально оправданных. Явление подражания кумирам не так однозначно негативно в подростковом возрасте, как можно предположить.
При внимательном отношении к учащемуся и помощи ему в выборе этого кумира, педагог может оказать большое положительное влияние на развитие подопечного.
Например, юному спортсмену, тренирующему в секции, тренер может указать на известного спортсмена и обрисовать его положительные качества, здоровый образ жизни, упорство в тренировках, и учащийся будет заимствовать именно эти качества. Особенно качественным такое воздействие будет, если подросток окружен сверстниками, увлеченными тем же спортом, которые поддержат его, а не будут оспаривать авторитет педагогов.
В раннем подростковом возрасте мы говорим об обособлении от старших, родителей, педагогов, и ориентации на сверстников. Но к старшему подростковому возрасту, уже сформировав большую часть своих ценностей и взглядов на мир, подросток перестает быть так ориентирован на сверстников. У него появляется желание обособиться, проявить свою индивидуальность, иметь собственные, не такие как у остальных, увлечения и взгляды. Часто это приводит к некоторой экстравагантности в поведении, но в целом обычно положительно сказывается на развитии подростка, поскольку подталкивает его к изучению нового и поиску себя.
2. Условия и образ жизни, социальная ситуация, семья, школа и среда сверстников. Возрастные периоды развития подростка.
Я. А. Коменский называет юностью период 12-18 лет. Ж.-Ж. Руссо считал «периодом бурь и страстей», когда осуществляется нравственное становление личности, возраст от 16 лет до совершеннолетия. У Э. Эриксона подростковый возраст (отрочество) не отделяется от юношеского и занимает возраст 12-18 лет. До сих пор не существует единого мнения о границах подросткового возраста, тем более, что у всех учащихся он проходит индивидуально, но общепринятыми рамками можно считать возраст от 11-12 лет до 17-19.
Подростковый возраст делят на два периода: ранний подростковый – 11-14 лет, и старший подростковый – 14-18 лет.
Л.С. Выготский предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, и объясняет его периодизацию коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте. В соответствие с этим автор делит подростковый возраст на две фазы: негативную (фазу влечений) и позитивную (фазу интересов). Первая фаза связывается со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами